Болдуин (Baldwin), Джеймс [Артур]

Болдуин (Baldwin), Джеймс [Артур]
(2.VIII.1924, Нью-Йорк - 1.XII. 1987, Поль-де-Ванс, Франция)
 прозаик, публицист, драматург.
   Вырос в Гарлеме, который впоследствии назвал «современным, усовершенствованным вариантом поселка для рабов». Воспитывался в семье отчима-священника, с которым у него сложились трудные отношения (об этом см. «Иди и вещай с горы» и «Имени его не будет на площади»). В школе был редактором и активным автором юношеской газеты. В 1946–1948 гг. пишет ряд статей для журналов «Нейшн» и «Нью лидер». Переезжает сначала в Гринич-виллидж, где не столь ощущался дух расовой нетерпимости, а затем, по совету Р. Райта, - в Париж и живет там до 1957 г.
   В Париже Болдуин встречается с Дж. Джонсом, У. Стайроном, Н. Мейлером и другими американскими писателями (в основном бывшими фронтовиками). Размышляя там о США, Болдуин приходит к выводу, что в Америке честного писателя ненавидят и боятся, ибо он может разрушить пресловутый миф о «самой демократичной» стране в мире.
   В первом романе - «Иди и вещай с горы» (Go Tell It on the Mountain, 1953) - Болдуин находит свою главную тему - невыносимость существования черного в мире, где господствуют белые. В душе героя Джона Граймса таятся осознанные и инстинктивные страхи, его жизнь искажена ненавистью к себе и к миру, в ней нет места любви. Успокоение в его существование вносит обращение к церкви. Уже в первом романе обозначилось свойственное Болдуину сочетание эпического и психологического.
   Болдуин пробует свои силы также и в драматургии: «На уголке Аминь» (The Amen Corner, 1955, опубл. 1965) - и в публицистике: «Записки сына Америки» (Notes of a Native Son, 1955), - развивая социальную и этическую критику расовой дискриминации.
   В эти годы складывается образ героя Болдуина - бунтаря, мучительно пытающегося разорвать расовые и общественные путы, постигающего, что достичь духовной зрелости возможно «только в любви». Иногда бунт у него принимает форму сексуального протеста, обычно гомосексуализма, который подается как «чистая любовь» и альтернатива духовному убожеству американского пуританизма: «Комната Джованни» (Giovanni's Room, 1956).
   В разгар борьбы за гражданские права негров Болдуин возвращается на родину и, расставшись с концепцией «разделения ответственности» (одно время он считал, что писатель должен помогать народу созданием духовных ценностей, а не личным участием в политической схватке), с головой уходит в общественную деятельность: пишет статьи, выступает по радио и телевидению, дает интервью. Он не примыкает открыто ни к одному из течений в негритянском движении, хотя и симпатизирует поборникам ненасильственных действий. Во второй половине 60-х гг. (после убийства «апостола ненасилия» М. Л. Кинга) он с большим интересом начинает относиться к деятелям «черного активизма» (ему становятся близки позиции леворадикального кружка «Черное искусство» с его лозунгом «Черное - это прекрасно!»). Не разделяя, однако, экстремистских взглядов «черных мусульман» и «черных пантер», Болдуин считает, что черный расизм - это путь, ведущий к духовному опустошению, и осуждает «расистов наизнанку»: «Мы, черные и белые, глубоко нуждаемся друг в друге, если хотим стать настоящей страной», - пишет он в публицистической книге «В следующий раз - пожар» (The Fire Next Time, 1963).
   60-е гг. - взлет творческой активности Болдуина. Он много печатается. Создается его неповторимый эмоционально-наэлектризованный, насыщенный внутренним ритмом стиль, вызывающий в памяти музыкальный строй спиричуэле. Основная его проблематика - вопросы расового и национального самосознания, он размышляет о роли художественной интеллигенции в жизни страны и народа и утверждает любовь как высшую ценность, а способность любить - как единственную возможность обрести «себя» (роман «Другая страна», Another Country, 1962). Болдуин пытается осмыслить опыт негритянского освободительного движения, обращаясь к его истокам и рассматривая его во всей его сложности и многоликости - роман «Скажи, когда ушел поезд» (Tell Me How Long the Train's Been Gone, 1968, рус. пер. 1971). Он подвергает сомнению роль христианской церкви в жизни негритянского народа, призыв которой ко всепрощению был, по его мнению, иногда психологическим оружием в руках белых, - пьеса «Блюз для мистера Чарли» (Blues for Mr. Charlie, 1964, рус. пер. 1964).
   Публицистика Болдуина: «Никто не знает моего имени» (Nobody Knows My Name, 1961), «В следующий раз - пожар», «Имени его не будет на площади» (No Name in the Street, 1972, рус. пер. 1974) - взволнованный комментарий к событиям современности. Демонстрируя страстную убежденность и блестящее полемическое мастерство, Болдуин обогащает этот жанр высокой яростной риторикой, напоминающей стиль ветхозаветных пророков.
   Центральный образ публицистики Болдуина - распятый на кресте народ-страдалец. Болдуин убежден, что расовая проблема не может быть решена «без самых радикальных, далеко идущих сдвигов в политической и социальной структуре Америки». Все же писателю остается близок христианский идеал любви, утрату которого в современном мире жестокости и насилия он воспринимает как непоправимую трагедию. «Ненависть в собственном сердце разъедает больше, чем что-либо другое», - пишет Болдуин: сборник рассказов «Поехали смотреть на него» (Going to Meet the Man, 1965).
   В 70-е гг. в творчество писателя входит новая тема: нужно спасти, сохранить Америку для потомков. Эта тема становится главной в повести «Если Бийл-стрит могла бы заговорить» (If Beale Street Could Talk, 1974, рус. пер. 1975), в которой отцы, поняв, что у смерти есть «много обличий», выступают в защиту своих детей, помогая им победить страх и осознать, что гармония и смысл жизни порождаются в единстве обездоленных, «любовью, льющейся от нас».
   В последних произведениях - книге об американском кино «У дьявола есть работа» (The Devil Finds Work, 1976) и романе «Над самой головой» (Just Above my Head, 1979) - он размышляет о судьбах современного искусства, о трагедии художника в мире бизнеса и наживы. В сборнике 1985 г. «Цена билета» (The Price of a Ticket) собраны статьи и эссе Болдуина разных лет. В публицистической книге «Очевидность невидимого» (Evidence of Things Not Seen, 1985) Болдуин, используя материалы нашумевшего процесса 1981 г. в Атланте над чернокожим, обвиненным в убийстве детей, подвергает сомнению объективность американского правосудия.
   Рассказы и публицистика Болдуина на русском языке собраны в книге «Выйди из пустыни» (1974).
 В. Бернацкая

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "Болдуин (Baldwin), Джеймс [Артур]" в других словарях:

  • БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Артур — (1924 1987) негритянский писатель США. Лирическая проза с экзистенциалистскими мотивами о любви как бегстве от конформизма и преодолении одиночества (романы Иди, вещай с горы , 1953, Другая страна , 1962, Скажи, давно ль ушел поезд , 1968, Над… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Болдуин, Джеймс Артур — БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Артур (1924 87), афро американский писатель США. Лирическая проза с экзистенциалистскими мотивами о любви как бегстве от конформизма и одиночества (романы Иди, вещай с горы , 1953, Другая страна , 1962, Скажи, давно ль… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Болдуин Джеймс Артур — (Baldwin) (1924 1987), прозаик и публицист, представитель афроамериканской литературы США. Лирическая проза с экзистенциалистскими мотивами о любви как бегстве от конформизма и преодолении одиночества (романы «Иди, вещай с горы», 1953, «Другая… …   Энциклопедический словарь

  • БОЛДУИН Джеймс Артур — БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Артур (р. 1924), американский негритянский писатель. Ром. «Иди, вещай с горы» (1953), «Чужая страна» (1962), «Скажи, давно ль ушел поезд» (1968), «Над самой головой» (1979). Публицистич. кн. «Заметки сына Америки» (1955) …   Литературный энциклопедический словарь

  • БОЛДУИН Джеймс Артур — (Baldwin, James Arthur) (1924 1987), американский писатель. Родился 2 августа 1924 в Нью Йорке. Старший ребенок в многодетной семье, детство провел в нищете, в трущобах Гарлема. В четырнадцать лет стал проповедником в церкви пятидесятников на… …   Энциклопедия Кольера

  • БОЛДУИН — (Baldwin) Джеймс Артур (1924 87), афро американский писатель США. Лирическая проза с экзистенциалистскими мотивами о любви как бегстве от конформизма и одиночества (романы Иди, вещай с горы , 1953, Другая страна , 1962, Скажи, давно ль ушел поезд …   Современная энциклопедия

  • Болдуин Д. А. — БÓЛДУИН (Baldwin) Джеймс Артур (1924–87), амер. писатель, афроамериканец. Лирич. проза с экзистенциалистскими мотивами о любви как бегстве от конформизма и преодолении одиночества (ром. Иди, вещай с горы , 1953, Другая страна , 1962, Скажи,… …   Биографический словарь

  • Болдуин, Джеймс — Джеймс Артур Болдуин James Baldwin Фотография Джеймса Болдуина, с …   Википедия

  • Нил, Джон Болдуин — Джон Болдуин Нил англ. John Baldwin Neil …   Википедия

  • Список игроков ФК «Манчестер Юнайтед» (менее 25 матчей) — Том Чорлтон провёл за «Юнайтед» 4 матча в сезоне 1913/14 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»